новости

13 марта 2025 г.
новости.
новости.

13 марта 1888 года родился Антон Семенович Макаренко – всемирно известный советский педагог, писатель.


В 20-30-ые годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (Колония имени М. Горького) и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Антон Семенович осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 году переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности.


Внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Макаренко считал, что цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.


А. С. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др.


В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив (“педагогика параллельного действия”) и непосредственно педагогом.


Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом “как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему”. Он старался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.


Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом трудящихся.


А. С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.


Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях (“Педагогическая поэма”, “Марш 30-го года”, “Флаги на башнях”), художественно-теоретической “Книге для родителей”, в публицистических статьях (“Воля, мужество и целеустремлённость”, “О коммунистической этике”, “Коммунистическое воспитание и поведение” и других), Макаренко как педагог-новатор и художник, проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности.


Система педагогических взглядов А. С. Макаренко способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 была учреждена медаль Макаренко, которой награждались особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie